После кончины бабушки, жившие с ней в стоящем на отшибе деревенском доме брат с сестрой попали в детский дом, откуда их забрала семья богатых архитекторов. И если мальчик был в восторге от своего нового места жительства, то девочка его энтузиазма не разделяла, имея нехорошее предчувствие. Положив по народной традиции, о которой ей рассказала бабушка, в камин нового дома угли из старого, девочка тем самым "перетащила" в роскошный коттедж архитекторов домового, который почти сразу начал хулиганить. А когда её "новые родители" обратились к услуге колдуньи, чтобы вывести духа, то быстро вскрылся весьма мрачный мотив усыновления подростков, которые оказались в смертельной опасности.
   Хоррор, замешанный на народных преданиях и местных легендах всегда интересней "стандартных ужасов", потому что имеет определенный "фолк-колорит" и даже некую образовательную ценность, расширяя зрительский кругозор. Однако адаптировать такой "фолк-хоррор" под современные реалии непросто, ибо нужно не только соблюсти тонкий баланс между технологичной современностью и мистическими древними легендами, но и показать всё относительно "правдоподобно", чтобы не свалиться в дикий китч. Это при условии, конечно, что действие картины происходит в современности, потому что если действие фильма разворачивается в стародавние времена, тогда для киношников всё попроще.
   Действие "Домового" разворачивается в наше время, и кинематографисты умудрились совместить в своей картине аж три жанра - уже упоминавшийся мною "фолк-хоррор", неуютную артхаусную драму и религиозную мистику. Причем одно плавно перетекает в другое по классической трехактной схеме, - первый акт — это драма про потерявших почти всё подростков, снятая в откровенно "артхаусном" ключе с долгими планами и неуютными мизансценами. Второй акт - это "домовитый хоррор" с интересными, местами, визуальными решениями и неплохой динамикой. А третий акт совместил в себе религиозную мистику и грандиозную "финальную разборку", в которой Домовой не только защитил детишек от посягавших на их жизнь супостатов, но и навалял люлей аж самому Сатане! Что, конечно, по моему мнению уже перебор, и третий акт получился у создателей местами "перенавороченным" и чутка затянутым.
   Да и сам факт того, что какой-то деревенский домовой может не только на равных сражаться с "рогатым", но и в итоге победить его, не вызывает доверия. Хотя чисто визуально разборка получилась весьма впечатляющей, с действительно хорошим гримом и эффектами. В техническом плане у картины вообще всё в полном порядке, и лично я хотел бы выделить работу оператора и звукового дизайнера. Картинка и звук в картине отменные, что очень важно в такого рода продукции. Не подкачали, впрочем, и актеры, из которых я особенно хотел бы выделить исполнительницу роли Вари, Василису Немцову. У девочки явный талант, и сыграла она свою роль бесподобно. Весь остальной каст, впрочем, тоже на своих местах, а Роза Хайруллина, во многом благодаря своей внешности, особенно зловеща в роли бабки-колдуньи.
   Всё в порядке в ленте и с режиссурой Андрея Загидуллина, относительно известного хоррор-короткометражкой "Морок" (2016) и несколькими триллер-сериалами. Человек, господин Загидуллин, явно насмотренный, поэтому классические жанровые "пугалки" он разбавляет и собственным креативом, иногда довольно удачным. При этом картина очень правильно распоряжается бюджетом, немалая часть которого была явно потрачена на действительно качественные спецэффекты, а не на дорогих "звезд" и роскошные декорации.
   Фильм, являясь довольно камерным с небольшим числом актеров и всего двумя основными локациями, смотрится легко и на протяжении всего хронометража держит на себе внимание зрителя. Которому по ходу действия предлагают несколько "твистов", как минимум один из которых весьма неожиданный. Сценарист и сопродюсер ленты Иван Елисеев явно учел ошибки своего предыдущего продюсерского проекта "Синдром" (2021), и выдал на-гора довольно неплохой сценарий, по которому Андрей Загидуллин снял действительно хорошее и крепкое жанровое кино, основанное на русском фольклоре, что "в наших палестинах" бывает нечасто. Поэтому я искренне рекомендую вам сходить на "Домового" в кино, чтобы на большом экране посмотреть "как наши могут в фолк-хоррор" и поддержать, тем самым, отечественного производителя, который в данном конкретном случае действительно снял вполне качественный продукт. Не идеальный, и с несколькими спорными решениями в конце, но совершенно точно качественный. Так держать!