Неутомимый французский продюсер Люк Бессон (Luc Besson), фильмография которого в этом качестве уже почти подобралась к отметке в сто фильмов, в последнее время все чаще обращает внимание на новую волну французского хоррора, которая, по большому счету, и образовалась благодаря его продюсерским усилиям. Сначала он "вывел в люди" Александра Аджа (Alexandre Aja) с его "Высоким Напряжением" ("High Tension", 2003), а теперь вот Ксавье Генса, отправившегося после "Границы" снимать высокобюджетный голливудский блокбастер "Хитмэн" ("Hitman", 2007)...

Четверо молодых парней и беременная девушка из криминальных предместий французской столицы грабят банк во время уличных беспорядков, которые и позволяют им уйти от полиции. Одного из них, впрочем, ранят, и он умирает в больнице, а оставшиеся в живых "рвут когти" в Голландию, на полпути остановившись в небольшой деревенской гостинице недалеко от границы. Там их радушно встречают нацистские фрики, которые убивают парней, употребляя одного из них на ужин, и жестоко избивают девушку, уготовив ей судьбу невольной продолжательницы рода. Ясмин, впрочем, оказалась тем еще "крепким орешком", и боролась за свои гражданские права до последнего, оставляя после себя трупы не хуже деревенских выродков...

"Сильная женщина плачет у окна", как пела в свое время Примадонна, и немалое место в этом фильме занимает вечный сюжет про жестокую борьбу обычных людей, попавших в необычные обстоятельства. Людей, которые неожиданно для себя находят экстраординарные силы для бескомпромиссного сражения за собственную жизнь и жизнь близких, побеждая, в конечном итоге, не только врагов, но и самих себя, ведь ценой выживания практически всегда является убийство человечности. Эта тема, пережеванная уже бессчетное количество раз, тут, впрочем, не единственная, и в картине очень много политической составляющей, которая, если честно, местами напрягает, ибо подается очевидно и не завуалировано. Так же, впрочем, как и жестокие кровавые убийства, унижения и садистское насилие, через которое приходится пройти героине ленты. По сути дела, этот фильм - бенефис молодой и талантливой Карины Теста, которая пошла на безумные для любой женщины жертвы ради исполнения этой роли - обрезание шикарных длинных волос, валяние в навозе и грязи вместе со свиньями, и тотальный психологический коллапс последней недели съемок, где каждый день она вынуждена была ходить в грязном платье, с ног до головы измазанная кровью. На это, уж поверьте, мало кто из мужиков даже решится, но тем серьезней и получившийся результат, брутальный реализм которого зашкаливает за все разумные пределы, особенно в последнем акте ленты.

"Граница" - замечательный образец нового европейского кино, которое, хоть и базируется на исконно американском сюжете про безумную семейку деревенских маньяков (тут они, правда, безумные деревенские нацисты-каннибалы, но суть от этого не меняется), но имеет, при этом, свое уникальное видение и атмосферу. Что касается видения, то Ксавье Генс в своем фильме активно использует ручную камеру (не стэдикам, а именно наплечный вариант съемки) и быстрый, рваный монтаж, что очень хорошо передает адреналиновый драйв многих эпизодов фильма. Однако не стоит думать, что вся картина снята в таком вот "модно-эмтивишном" ключе, вовсе нет, так как режиссер активно пользуется и "классическими" съемочными приемами со статичной или медленно двигающейся камерой, призванными вместо адреналина напичкать зрителя тяжелой атмосферой безумия и садистской жестокости. Это у Ксавье, надо сказать, прекрасно получается, потому что во многих эпизодах фильма зритель чувствует себя, мягко говоря, неуютно, а некоторые из них вполне могут вызвать рвотные позывы у особо впечатлительных.

Помимо классной режиссуры и отличных спецэффектов с минимальным использованием компьютерных технологий (большинство кровопусканий тут вполне "олдскульно"), основной актив фильма заключается в потрясающем перформансе Карины Теста, которая пошла на все мыслимые и даже немыслимые жертвы ради своей героини. Так как Карина - актриса "метода", то многие из съемочной группы серьезно опасались за ее психическое здоровье, но в этом смысле все обошлось, хотя режиссеру и пришлось побороться за реализацию своего видения с изначальными продюсерами, которые не давали ему разгуляться в плане жестокости, и он был вынужден снимать всю кровь "нелегально", по ночам, и "секонд юнитом", в надежде вставить ее потом при монтаже. Ситуация, впрочем, кардинально изменилась с приходом Люка Бессона, который выдал режиссеру полный творческий карт-бланш и получил от него то, что мы имеем сейчас - реалистичный, брутальный, адреналиновый и атмосферный европейский хоррор с замечательными актерскими работами и откровенным политическим подтекстом. "Film-statement", если угодно, который "на ура" был принят фестивалями, но получил для Штатов максимальный "взрослый рейтинг" NC-17, хотя не менее кровавый "Хостел II" спокойно обошелся "эром" (R). Это, разумеется, сводит к нулю его шансы на североамериканскую театральную дистрибуцию, хотя переговоры по этому поводу до сих пор ведутся, и ходят слухи, что Lions Gate может выкинуть картину без рейтинга на ограниченное число экранов. Россия в этом смысле счастливей Штатов, потому что у нас есть такие конторы как West и Lizard Cinema, специализирующиеся на театральном прокате жанрового кино, и именно последняя, наконец-то "забив" на Уве Болла, выпустила фильм на экраны столичных мультиплексов приличным количеством копий. Если у вас есть возможность, не пропустите очередного представителя французской волны хоррора на большом экране, ну а если с кино у вас не получилось, то обязательно купите DVD, ибо в любом случае этот фильм достоин почетного места в вашей фильмотеке. Если у вас, конечно, крепкие нервишки...