После классических фильмов студии Universal про "ВольфМэна" (The Wolf Man (1941) и четыре его непосредственных продолжения) и некоторого количества дешевого трэш-хоррора в конце пятидесятых, тема оборотней в американском кинематографе очень быстро сошла на нет, и этот персонаж надолго исчез с экранов кинотеатров, уступив свое место вампирам, пришельцам и прочим "монстрам Франкенштейна". В конце семидесятых, однако, вышла повесть Гэри Бранднера "Вой" (Gary Brandner's «The Howling»), которую довольно близко к оригиналу перевел в сценарную форму Теренс Винклес (Terence H. Winkless) и предложил для реализации нескольким студиям. Первоначальный интерес к сценарию, как это водится, проявили трэш-дельцы, но по разным причинам проект так и не был ими реализован, и тогда на сцене появился Джон Сэйлс (John Sayles), который серьезным образом переписал сценарий (сохранив основную концепцию, разумеется) и сумел "толкнуть" его на разработку одной из довольно крупных контор того времени, AVCO Embassy Pictures. Так как денег AVCO выделила немного (один миллион долларов), то им нужен был человек, который смог бы все сделать "дешево, но сердито". Джон Сэйлс, работавший долгое время на трэш-короля Роджера Кормана и его студию "New World Pictures", сразу указал им на нужного человека - Джо Данте, к тому времени уже отметившийся у Кормана успешной "Пираньей". Оперативно взявшись за проект, Джо уже знал, что основной "фишкой" его нового фильма будет "натуральная" трансформация человека в оборотня прямо перед работающей камерой, без использования разного рода оптических трюков (как это практиковалось в сороковые и пятидесятые годы). Как говорится, "новому времени нужны новые эффекты", и молодой (21-летний), но талантливый парень Роб Боттин (Rob Bottin) пообещал таковые предоставить, используя аниматронику и сложный грим. Однако не только сам процесс трансформации человека в оборотня, но и внешний вид получившегося существа требовал существенных изменений, поэтому авторы фильма решили использовать "классический дизайн" оборотня из средневековых книг - в виде огромного прямоходящего волка. Будучи большим поклонником классического хоррора и одним из немногих режиссеров, пересмотревших в свое время чуть ли не все кинонаследие Америки, Джо Данте ввел в свой фильм немалое количество хохм и подколов "для знатоков", назвав, к примеру, многих персонажей именами режиссеров фильмов про оборотней и попросив некоторых культовых личностей появится в небольших камео (его бывший работодатель, Роджер Корман, в их числе ;)). На этом фильме также наконец-то осуществилась давняя мечта Джо хоть разок поработать с легендарным Джоном Кэррэдайном (John Carradine), который играет здесь небольшую, но забавную роль старикашки, страдающего от отсутствия к нему внимания окружающих (и постоянно провоцирующего людей на проявление к нему этого внимания ;)). Если же говорить о других актерах, то на главную роль была приглашена молодая, но уже довольно известная актриса Ди Воллэйс-Стоун (которая чуть ли не все время съемок провела в страхе и истериках, ибо практиковала технику "полного вживания в роль"), а на роль ее экранного жениха, по стечению обстоятельств, пригласили реального сожителя Ди (а впоследствии и мужа) Кристофера Стоуна. С таким вот составом молодых, талантливых и энергичных людей Джо Данте и снял свой второй крупный успех...

Известная тележурналистка Карен Вайт под прикрытием полицейских отправляется на встречу с серийным маньяком-убийцей Эдди. Все проходит не так, как задумано, и полицейские спасают ее буквально в последний момент, пристрелив негодяя. История ее общения с Эдди на этом, однако, не заканчивается. Через несколько дней труп маньяка исчезает из морга (а на двери холодильника с внутренней стороны оставлены многочисленные следы от когтей по металлу...), а саму Карен преследуют постоянные и навязчивые кошмары. Тогда она решает отправиться в лесную "Колонию" известного психотерапевта Джорджа Вагнера, где сначала на ее мужа нападает огромный волк, а потом... она встречает старого знакомца, Эдди!

Дабы не быть привязанными к лунному циклу и иметь возможность показать столько (и так часто) превращений людей в оборотней, сколько захочется, авторы ввели в своем фильме новую мифологию, по которой "настоящие оборотни" могут превращаться в «животное состояние» усилием воли в любое время дня и ночи. А еще их не берет ничего, кроме серебряных пуль, что наглядно продемонстрировал нам Эдди, крупным планом вытащив из своей головы застрявшую в ней полицейскую пулю. Что же касается самой главной сцены этого фильма - долгой и подробной трансформации Эдди в оборотня, то для своего времени она была, конечно, во многом революционной, хотя сейчас кажется довольно простой и банальной. Правда, в том же самом году эту сцену по всем параметрам превзошла трансформация человека в оборотня в фильме Джона Лэндиса "Американский Оборотень В Лондоне" (John Landis, An American Werewolf In London, 1981), за что ее непосредственный создатель, великий гуру спецэффектов Рик Бейкер (Rick Baker) более чем заслуженно получил Оскара, тогда как "Вою" досталась лишь кислая "Saturn Award", да и то не за технические достижения. Справедливости ради надо отметить, что два фильма эти находятся все же в разных весовых категориях, ибо у Лэндиса денег было в десять (!) раз больше, и было бы странно НЕ увидеть технического превосходства его ленты над конкурентом.

Однако если отвлечься от технических деталей и обратить внимание на творческую составляющую, то фильм-то на поверку оказывается очень и очень средненьким, несмотря на весь свой культовый статус и немалое число поклонников. Основная, на мой взгляд, проблема этого фильма - его невероятная затянутость и скука первого часа, когда из-за многочисленных "полунамеков" практически ничего не происходит, и зрителю не остается ничего другого, как наслаждаться довольно неплохой работой оператора и светопостановщика. И потом вдруг – БАЦ, и начинается non-stop action, минут на пятнадцать без передыху, и еще раз БАЦ - и конец :) Ну, право, так серьезные дела не делаются, и ключевым здесь является слово "серьезные". Джо Данте, во всех своих фильмах демонстрирующий отличное чувство юмора, к этому проекту подошел уж слишком серьезно, и... мы видим результат - затянутый, несбалансированный фильм с банальными персонажами и "мегасерьезностью", которая для этого материала не очень-то подходит, или, что более вероятно, для адекватной реализации этого материала не подошел Джо Данте. Слова эти звучат почти как крамола на фоне классического и культового статуса картины, успешного проката, шести (!) сиквелов и толп поклонников, но если посмотреть этот фильм непредвзято, то многие наверняка со мной согласятся, ибо при всей своей культовости и (для своего времени) революционности, бОльшая часть ленты смотрится с трудом: скучно.

Как бы там ни было, аудитория начала восьмидесятых, которую давно уже не баловали фильмами про оборотней, восприняла картину на ура и принесла в кошельки продюсеров аж семнадцать миллионов долларов - в семнадцать раз больше затраченной суммы! Причем немалая заслуга столь внушительных сборов принадлежит маркетологам AVCO, которые сознательно не рекламировали картину как "фильм про оборотней". Из рекламной кампании фильма зритель скорее предполагал, что это очередной слэшер (которые были ОЧЕНЬ популярны в то время), и в кинотеатре его ждал большой сюрприз, настолько большой, что многие активно рекомендовали фильм своим друзьям и знакомым, в результате чего лента продержалась в первой десятке проката несколько недель, стабильно собирая по нескольку миллионов долларов за уикэнд. Естественно, за столь впечатляющим успехом последовали сиквелы, только два из которых (Howling II (1985) и Howling III (1987)) были "театральными", а четыре остальных пошли прямиком на видео. Думаю, не стоит говорить, что все они были намного хуже оригинала, а некоторые и НАМНОГО намного хуже :) В одном из них (во втором), кстати, засветился Кристофер Ли, весь фильм проходивший с выражением лица "какого хрена я вообще здесь делаю и неужели мне НАСТОЛЬКО сильно нужны были деньги, что я согласился сняться в этом говнище?"... ;)

Да, мегакульт, да, Джо Данте, да, "новое слово в оборотневедении и спецэффектах для начала восьмидесятых", НО... скука же ужасная! Разбавляет ее лишь последние минут двадцать, но до этих двадцати минут надо же еще и досидеть. Ознакомиться - обязательно, любить - по желанию, и вкусу ;)