Уильям Батлер в кинематографе вообще и в жанровом его "крыле" в частности - человек отнюдь не новый. Начав свою карьеру в конце восьмидесятых как актер в недорогих ужастиках, некоторые из которых были довольно заметными (Friday the 13th Part VII: The New Blood (1988), Night of the Living Dead (1990)), в девяностых, не прекращая актерствовать, он потихоньку стал осваивать и "смежные профессии" сценариста и режиссера, которые в начале двадцать первого века поглотили Уильяма практически полностью. Сейчас, к примеру, по сценарию Батлера и его кореша Аарона Стронгони (Aaron Strongoni) молодое дарование Эллори Элкаем (Ellory Elkayem) активно снимает аж сразу два сиквела "Возвращения Живых Мертвецов", естественно, одновременно, а престарелый трэш-делец Чарльз Бэнд (Charles Band) запускается с проектом "The Gingerdead Man" по сценарию все того же Батлера, уже, правда, без кореша :) Что же касается фильма "Madhouse", который наши прокатчики нарекли "Домом Страха", хотя точнее было бы назвать его "Дурка", или, на худой конец, "Психушка", то этот сценарий господин Батлер никому не доверил и занялся постановкой сам, отправившись для этой цели в Румынию вместе с кой-какими интересными актерами.

Отсняли весь материал довольно оперативно, всего за 24 дня, а натуральной декорацией для съемочной группы стал отель "Лебада", который в бытность свою был психлечебницей и располагался на острове, недалеко от Будапешта. Это чтобы актеры и съемочная группа не расслаблялись и были постоянно "в образе", живя и работая в стенах настоящей дурки, пусть и "перепрофилированной". На некоторые роли господин Батлер ангажировал в свой проект тоже людей непростых, а с культовым статусом. В качестве "свадебного генерала" выступил старина Лэнс Хенриксен, последнее время погрязший в болоте недорогих direct-to-video поделок и самого откровенного трэша ("Mangler 2" anyone? ;)), ну, а на главную роль был приглашен один из троицы "пропавших в Блэр" студентов, Джошуа Леонард, то бишь участник мегакультового "The Blair Witch Project (1999)",а значит тоже парень "не хухры-мухры". Одну из второстепенных ролей "здорового психа" Уильям Батлер отдал своему корешу ко-сценаристу, Аарону Стронгони (ну захотелось человеку нахаляву в Европу смотаться, чего же здесь такого? ;)), а на главную женскую роль была ангажирована Джордан Ладд, также успевшая отметиться в нескольких заметных жанровых фильмах последнего времени - Cabin Fever (2002) и Club Dread (2004). Команда, как видим, подобралась что надо, все сплошь жанровые фанаты и профессионалы, а посему проект не мог оказаться фуфлом..., или все-таки смог? ;)

Молодой студент Кларк Стивенс приезжает в психиатрическую клинику "Каннингэм-Холл" для прохождения практики, однако буквально с первых минут его пребывания в огромном особняке лечебницы он чувствует, что "что-то здесь не то". Странный персонал, еще более таинственный главврач (в исполнении как всегда инфернального Лэнса), ужасный подвал, где содержатся буйнопомешанные (гибрид подобного заведения из второго "Хеллрэйзера" и "Молчания Ягнят" ;)), а также звуковые и визуальные галлюцинации (некий постоянно исчезающий из поля зрения мальчик), все это явно не способствует спокойной и продуктивной работе. Ну и, конечно, как водится, "спокойствие им только снилось", ибо вскоре после приезда Кларка в клинике начинают появляться трупы, и пытливый ум студента берется за собственное расследование обстоятельств произошедшего, которое в конце концов вытаскивает на свет божий довольно мрачные страницы истории больницы...

Уж сколько фильмов снято про мрачные психбольницы, а воз и ныне там - в визуальном плане никаких свежих идей у режиссеров нет, и судя по всему, подвижек в данном направлении не предвидится. Так и здесь - сверхбыстрые флэшкадры с "призраками", плохо "контачащие" лампочки в полутемных коридорах, вопли и стоны, низкочастотные эффекты, проходящие за спиной тени, резкие хватания из угла кадра главных героев другими героями (и никогда призраками или маньяками-убицами ;)), ну и, в конце концов, конечно же, "кровавая баня в доме смерти". Все по канонам жанра, ибо шаг вправо, шаг влево... ну, сами знаете :) И если некоторые режиссеры все-таки пытаются привнести в стандартный набор "ужасных" штампов хоть что-нибудь свое, индивидуальное, необычные ракурсы съемки, там, к примеру, или хитрый монтаж, то господин Батлер никакими такими эстетскими изысками явно не страдает и прет как трактор, напропалую, перемалывая на своем пути всевозможные жанровые штампы и превращая их в калорийный протеиновый коктейль, который, правда, на людей "насмотренных" уже не действует. Ведь создать нервную атмосферу потустороннего ужаса у режиссера не получилось, а психбольничные слэшерштампы мы и сами горазды выдавать на-гора тоннами, поэтому смотреть их по сотому разу уже не интересно, хотя одна из сцен убийства сделана довольно мило (бедная, бедная медсестричка... ;)). Однако несмотря на тотальную заштампованность и жанровую банальщину, у создателей этой картины завалялся в рукаве крапленый туз, и концовка фильма приятно удивит даже видавшего виды жанрового фаната, а уж про обычных зрителей я и не говорю – они-то, вероятно, будут просто в шоке :) Хоть напоследок старика порадовали, чего уж говорить, вроде как и полтора часа банальщины после такой концовки не столь уж и банальными начинают казаться, типа, начинаешь думать: "а ведь что-то во всем этом есть, положительно неплохо, черт меня подери!". Однако если оценивать картину в целом, то она, конечно же, "довольно средненькая" и звезд с неба не хватает - как раз самое оно, чтобы пойти прямиком на видео, минуя кинотеатры. В Америке это так и случилось, правда по несколько иным причинам, чем качество готового продукта - просто издыхающая фирма Artisan ("поднявшаяся" как раз на "Ведьме Из Блер", если кто не помнит), под крылом которой реализовывался этот проект, была с потрохами куплена успешными канадцами из Lions Gate Films, которые решили, что затраты на полноценную театральную дистрибуцию этого фильма себя не окупят и запустили его прямиком на видео, куда, если честно, ему прямая дорога. Ну, не тянет картина на театральный релиз по-хорошему, ну хоть ты тресни, хотя, безусловно, мне можно возразить, что кучи куда более отстойного "кина" получали широкий кинопрокат (на ум сразу приходит недавний мегатрэшшедевр все той же Артизан - "Дом Мертвых" ;)), но это все-таки скорее исключение, нежели правило.

"Дом Страха" - это добротно сделанный "психослэштриллер" от жанрового фаната и, видимо, неплохого человека Уильяма Батлера с кучей хоррор-штампов и оригинальной концовкой, который вполне может приглянуться человеку неискушенному, но для человека искушенного, фильм, конечно, будет скучноват. Хотя концовка...