Начало нового тысячелетия явно привлекло в киноиндустрию немало молодых талантов, одним из которых является Лаки МакКи с отличной дебютной картиной "Мэй".

Маленькая девочка Мэй страдала косоглазием, а посему была вечным изгоем среди других детей, и чтобы у ребенка был хоть какой-нибудь друг, родители подарили ей грустную куклу по имени Сузи (Soozy). Так, в компании Сузи, Мэй выросла в молодую нелюдимую девушку, работавшую в клинике для животных. Сузи, конечно, была для нее лучшим другом, но ведь она была куклой, а Мэй хотелось настоящего, живого друга. Так она познакомилась с Адамом, молодым парнем с красивыми руками, который к тому же увлекался фильмами ужасов. На том и сошлись, но Мэй оказалась уж слишком странной для Адама, и ничего у них не вышло. Переживая расставание с Адамом, Мэй стала жертвой лесбийской похоти девушки Полли, с которой она вместе работала, но и этому не суждено было вылиться во что-то большее, так как Полли меняла партнерш как перчатки. И тогда, устав от обмана и несовершенства других людей, Мэй решила сделать себе идеального друга, собрав его по частям...

Молодой сценарист и режиссер Лаки МакКи с помощью отличного сценария сумел заманить в свой дебютный проект немало известных молодых актеров, снявшихся из-за любви к искусству буквально за копейки, ведь на постановку этого фильма только что образовавшаяся продюсерская контора выделила ему всего триста тысяч долларов бюджета. Задумка фирмачей была простой - задешево снимать кино и прокатывать его по фестивальным кинорынкам, в надежде продать побольше прав заграницу. И с "Мэй", их первым проектом, продюсеры уж точно не прогадали! Мало того, что картина собрала целую россыпь призов на множестве международных фестивалей, так еще права на локальную дистрибуцию и прокат приобрел независимый канадский мэйджор Lions Gate, который, правда, сначала не вполне "врубился" в то, что же именно он только что купил. По этой причине канадцы выпустили ленту на смехотворные девять экранов, с которых, между прочим, фильм собрал неплохие 150 тысяч. Когда же "Мэй" стала обрастать культовым статусом и про картину довольно громко заговорили, Lions Gate опомнилась и уже с большей рекламной помпой послала фильм на видео (все равно, правда, в обычном издании), где он обрел огромную аудиторию (причем не только готов, на которых явно ориентирована обложка издания ;)).

Фильм не развивается в рамках какого-то одного жанра. Это и милая комедия с забавными персонажами, диалогами и ситуациями, и психологическая драма, рассказывающая о пронзительном одиночестве "странного" человека внутри "нормального" общества, и хоррор с натуралистической расчлененкой, ну и, конечно же, "готический" фильм, где главный персонаж - "фрик". Вдохновляясь творчеством Ардженто, режиссер Лаки МакКи не только оформил комнату Адама плакатами из его фильмов и фотографиями мастера, но и взял немало творческих приемов из арсенала старины Дарио - затейливо движущаяся камера, к примеру, работа с цветом и некоторые монтажные приемы. Не являясь комедией, драмой и хоррором в чистом виде, этот фильм представляет собой скорее странную "сказку для взрослых", тема которой - борьба с одиночеством и стремление к идеалу, которого, увы, в природе не существует, и который можно скроить лишь своими собственными руками. При этом всем известно, что большинство сказок довольно жестоки, как, впрочем, и сама жизнь...

Анжела Беттис поистине великолепна в роли Мэй, ее игра безупречна, молодой актрисе удалось передать даже тончайшие психологические нюансы своего персонажа. Этот фильм, безусловно, является бенефисом Анжелы, и все, что требуется остальным актерам, это не провалить "supporting parts". Они и не провалили, тем более что и сами - люди весьма талантливые. Джереми Систо, известный широкому зрителю своей работой в куче кинофильмов (включая недавний хоррор-хит "Поворот Не Туда" (Wrong Turn, 2003)) и сериале "Six Feet Under" (в нашей стране известен как "Клиент Всегда Мертв"), прекрасно чувствует себя в роли симпатичного парня Адама, который увлекается хоррором и "странными" девушками, но сам не является НАСТОЛЬКО странным, чтобы стать парой для Мэй. Симпатяга Анна Фарис, отметившаяся во всех трех "Очень Страшных Кинах", забавно исполняет роль пустоголовой лесбиянки Полли, а Джеймс Дюваль (James Duval, "адский кролик" из "Донни Дарко" ;)) неожиданно предстает в образе панка-пофигиста, на свою беду решившего "снять" Мэй на уличной скамейке. Постановка очень камерная, актеров в ней немного, поэтому все стараются и играют отлично - в актерском смысле придраться вообще не к чему. Но невозможно придраться к фильму и во всех остальных смыслах, ибо сценарий идеален, режиссура отличная и техническое исполнение ленты тоже на высоте. Удивительно, что так профессионально можно снять кино всего за триста тысяч долларов, но для молодых и "независимых", как видим, нет ничего невозможного!

Безусловно, фильм рассчитан на самую широкую аудиторию, и разные люди найдут в нем что-то свое. Кому-то приглянется его "готичность" (местами), кто-то полюбит в нем черную комедию, ну а некоторые наверняка будут в восторге от кровавых моментов, хотя  они и присутствуют в этом фильме "постольку поскольку". Это очень умное, грамотно сделанное и действительно талантливое кино, обязательное к просмотру всем, кто любит необычные и качественные фильмы, хотя некоторым зрителям лента наверняка не понравится, ибо имеет тенденцию делить аудиторию на два противоположных лагеря - кто моментально влюбляется в "Мэй", и кто ее люто ненавидит...