После феноменального успеха "Фантазма", Дон Коскарелли стал вхож во многие двери Голливуда, но особо много режиссер не снял, выпустив в 1982-м году лишь относительно успешное фэнтези "The Beastmaster", ставшее впоследствии direct-to-video и телевизионным сериалом (к которым режиссер уже не имел ни малейшего отношения). Фэны, или, как они сами себя называют, "phans", "Фантазма", однако, всегда грезили продолжением, и Дон решил превратить эти грезы в реальность, засев за написание сценария. Денег на его реализацию у щедрого папы просить уже не пришлось, так как на горизонте "нарисовалась" Universal, с которой Коскарелли сотрудничал в самом начале карьеры, и взяла проект под свою финансовую опеку. Опека эта, впрочем, по студийным меркам оказалась довольно скромной, всего три миллиона долларов, но для Дона, привыкшего работать с бюджетами в разы меньше, это были серьезные деньги. Но с деньгами пришла и ответственность, точнее, диктат студии в некоторых вопросах производства ленты. Так, Universal потребовала от режиссера обязательного исполнения трех условий:[br][br] 1. Иллюзорный стиль ночного кошмара первого "Фантазма" должен был уступить место более понятной, линейной истории, которой по ходу дела требовались закадровые "пояснения" персонажей.[br] 2. Никаких эпизодов сновидений в финальном варианте ленты быть не должно (хотя Коскарелли их туда, все таки, умудрился запихнуть ;)).[br] 3. Оригинальный исполнитель роли Майка, Майкл Болдвин (Michael Baldwin), должен быть заменен Джеймсом ЛеГросом.[br][br] По поводу третьего пункта есть несколько разных версий. Первая из них заключается в том, что студия якобы сказала режиссеру, что он может взять из первого "Фантазма" либо Майкла Болдвина, либо Реджи Бэннистера, но никак не обоих. По второй версии уже сам Майкл не захотел возвращаться в проект, будучи в самом разгаре "исследования своей духовной сущности". Ну а третья версия еще проще, по ней студия просто сказала Дону, что Майкл Болдвин актер непопулярный и "не звезда", а вот Джеймс ЛеГрос - восходящая звезда и узнаваемая личность, поэтому именно он и будет играть Майка. Как уж там было на самом деле знают лишь студийные боссы да сам Коскарелли, но факт остается фактом, это единственный из всех "Фантазмов", в котором Майка играет не Майкл Болдвин, причем доподлинно известно о том, что помимо ЛеГроса на эту роль пробовался молоденький Брэд Питт (!), но был забракован... ;)

Второй фильм сериала начинается с того момента, где заканчивается первый - в дом к Реджи наведывается Высокий Человек со своей армией карликов, чтобы забрать Майка. И ему это почти удается, но тут на выручку приходит наш лысый герой, который волевым решением подрывает собственное жилище... С того момента прошло семь лет, которые Майк провел в психиатрической клинике, но тут он стал получать телепатические мольбы о помощи от некоей девушки Лиз, и понял, что пора выходить на свободу. На свободе его ждал старый добрый Реджи, вместе с которым Майк сел в потрепанный автомобиль и, предварительно вооружившись до зубов, приятели рванули по следам Высокого Человека, опустошавшего один провинциальный городок за другим. По дороге они подобрали еще одну девушку, Алкеми, которая во снах Майка валялась мертвой на разделочном столе, и вскоре добрались до небольшого местечка в штате Орегон, где им предстояло вступить в "последний и решительный бой"...

По сравнению с первой частью, этот фильм как "Терминатор 2", с огромным количеством сложных эффектов, впечатляющих взрывов и non-stop экшена. Существенно возросший бюджет позволил режиссеру воплотить самые смелые фантазии и расширить мир "Фантазма" пусть не до эпических, но все равно довольно приличных размеров. Если говорить кратко, то во второй части "всего больше" - больше трупов, больше карликов, больше взрывов (на камеру взорвали целый дом в пригороде (!), правда, и так уже шедший под снос ;)), больше серебряных сфер (которые получили новый инструментарий, а самая смертельная из них так и вообще уже не серебряная, а золотая), больше крови, больше злодеев (в виде человеческих подручных Толл Мэна), и, наконец, больше черного юмора, издевательских киноподколов, и смачных диалогов. Именно в этом фильме Высокий Человек произносит суперкультовую фразу всего сериала (хотя этот текст он уже говорил в первой части, но тогда эпизод вырезали) - "Ты думаешь, что когда умрешь, то попадешь в рай? Нет, ты попадешь к нам!". Что же касается издевок и киноподколов, то Коскарелли всласть поразвлекался над Сэмом Рэйми (в пакетик с надписью "Mr. Sam Raimi" работник крематория ссыпает пепел), фильмом "Робокоп" (на одном из пустых кладбищ крупным планом показано надгробие с именем "Alex Murphy"), и даже культовой "Техасской Резней Бензопилой" (в одном из уморительнейших эпизодов всего фильма Реджи дерется на бензопилах с крепким подручным Высокого Человека ;)). Для реализации сложных простетик и аниматронных эффектов, режиссер (по рекомендации Сэма Рэйми, только что закончившего своих "Зловещих Мертвецов 2") нанял Марка Шострома (Mark Shostrom), который, в свою очередь, пригласил культовых Грега Никотеро и Роберта Курцмана (Greg Nicotero, Robert Kurtzman) из будущей KNB EFX Group в качестве своих ассистентов. Все это не могло не сказаться на качестве картины, которая была потрясающе снята, и выглядела как минимум в три раза дороже своего реального бюджета! К тому же именно во второй части (пусть и не на долго) впервые появились "настоящие зомби", а не только низкорослые зомби-карлики, которых, кстати, тут наконец-то можно детально рассмотреть, так как в первом фильме их лиц вообще не показывали, кроме одного короткого момента.

Зная, что ветераны сериала в лице великолепного Ангуса Скримма и очаровательного Реджи Бэннистера не подведут, и сыграют свои роли отлично, стоит обратить внимание на новых персонажей и актеров. Начнем, пожалуй, с "нового Майка" в лице Джеймса ЛеГроса. Ну что о нем можно сказать? Да, в общем то, ничего плохого - Майк как Майк, в меру целеустремленный, в меру романтичный, в меру смазливый (хотя лично мне такой типаж не нравится ;))... В общем и целом, эта замена на качество конечного продукта никоим образом не сказалась, и Джеймс сделал свою работу хорошо, настоящей звездой, как на то намекала Universal, правда, так и не став. Но на обочине Голливуда он тоже не оказался, и по сей день активно снимается в кино и на телевидении.

Романтический интерес Майка, телепатку Лиз, играет миловидная Пола Ирвин, которая, в отличие от Джеймса, как раз и оказалась на обочине Голливуда, закончив свою недолгую карьеру крошечным камэо в третьем "Фантазме". Для этого фильма, однако, девушка вполне адекватна, и находится, как говорится, на своем месте.

А вот автостопщицу Алкеми, которую подобрал охочий до женских прелестей Реджи, играет действительно интересная личность - ведущая многочисленных ток-шоу и "реалити ТиВи" программ, радио-диджей, продюсер, эротическая и high-fashion модель, популярная "pin-up girl", и, в конце концов, актриса (за плечами которой более сорока ролей в кино, правда, все больше в трэше и эротике ;)), Саманта Филипс. Именно Саманта демонстрирует в этом фильме свои аккуратные грудки и любовно подбритый лобок, и именно она играет в одной из самых смешных сцен секса (с любвеобильным Реджи ;)), которые вы когда-либо видели! Ухх, ну и девушка... ;)

Гм, но что-то я отвлекся. Как это часто бывает со студиями, "светлые головы" в руководстве Universal нашли для фильма самое неподходящее время для релиза. Получив неожиданное "окно" в своем летнем расписании, дистрибьютор решил побыстрому задвинуть "Фантазм 2" на длинный уикенд Дня Независимости четвертого июля, где на тысяче двухсот экранах фильм должен был бороться с такими мастодонтами как "Крокодил Данди 2" с Полом Хоганом, "Рэмбо 3" со Слаем, "Возвращением в Америку" с Эдди Мерфи, и, наконец, "Большим" с Томом Хэнксом! Буквально всем здравомыслящим людям очевидно, что это полный идиотизм, но только не studio executives, которые назвали эту бредовую стратегию "counter programming", не позаботившись даже об обеспечении адекватного маркетинга, паблисити и промоушена (на это уже просто не было времени)! Но даже при всем при этом, лента собрала за время своего североамериканского проката около семи миллионов долларов (три из них в первый уикенд), что, принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, более чем неплохо, а учитывая тот факт, что "Фантазм 2" стал самым дешевым продуктом Universal за декаду, так и вообще отлично. Если бы студия дала фильму адекватную рекламную и маркетинговую кампанию, выпустив его весной или осенью, когда в боксофисе практически нет конкуренции, то лента смогла бы легко собрать как минимум пятнадцать-двадцать миллионов, но, увы и ах, "серьезные боссы" разрулили иначе. Но если в кино сборы были "не особо", то на видео фильм (в очередной раз) имел грандиозный успех, воочию показав ошибочность выбранной кинодистрибьютором стратегии.

Среди поклонников мнение о "Фантазме 2" однозначно - это лучшая часть сериала! Причем лучшая по всем параметрам, не только в плане техническом, но и в творческом. Также, из всех частей это фильм с наивысшим бюджетом. Картина должна быть в коллекции любого уважающего себя поклонника кино, и понравится даже тем, кто был не в восторге от оригинала!