После серии впечатляющих коммерческих успехов фильмов по сценариям Джеймса Ганна (Scooby Doo (2002), Dawn of the Dead, Scooby Doo 2: Monsters Unleashed (оба 2004)), продюсеры из Gold Circle Films решили доверить молодому вундеркинду пятнадцатимиллионный бюджет и режиссерское кресло его нового проекта под названием "Slither" и... просчитались. Просчитались в смысле коммерческой отдачи от своей затеи, зато зрители получили одну из самых угарных и безбашенных хоррор-комедий "нулевых"... ;)

В лесной массив недалеко от маленького американского городка падает метеорит, "на борту" которого путешествовал коварный инопланетный паразит. Очень скоро он вселяется в одного мужичка и начинает активную работу по заражению местного населения с помощью полчищ слизняков, которые проникают в организм жертвы через рот и превращают людей в подконтрольных "матке" зомби. Еще немного, и инопланетный паразит начал бы захват новых территорий, но остановил процесс отважный полицейский Билл, с помощью жены "первозараженного" мужичка, молодой девушки, и так удачно подвернувшегося под руку газового баллона...

Будучи большим жанровым поклонником и одним из "птенцов гнезда тромова" (свою кинокарьеру Джеймс начал сценаристом и сорежиссером одного из самых успешных творений TROMA, "Tromeo and Juliet" (1996)), господин Ганн просто не мог не снабдить свой фильм отсылками к кровавой "B-horror" классике, и "Slither", по сути дела, - это концентрированная выжимка из большинства "этапных" картин конца семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века, вроде "Invasion of the Body Snatchers", "Tremors", "Dawn of the Dead", "The Thing", "From Beyond", "The Blob", и особенно "Night of the Creeps". По поводу последнего в Интернете вообще разгорелись нешуточные страсти после выхода официального трейлера "Slither", сюжет которого действительно ну просто ОЧЕНЬ сильно напоминает культовую классику "Night of the Creeps" (1986), что и возмутило многих киноманов, посчитавших "Слизняка" откровенным плагиатом. Такая точка зрения, разумеется, имеет право на существование, но я бы скорее назвал эту ленту компиляцией из лучших моментов культовой классики, или, если угодно, "homage" хоррор фильмам семидесятых и восьмидесятых годов. Да и сам Джеймс Ганн открещивается от обвинений в плагиате, утверждая, что наибольшее влияние на разработку истории его фильма оказали две ранних ленты Кроненберга (David Cronenberg), "Shivers" (1975) и "The Brood" (1979), а также манга Джунджи Ито (Junji Ito) "Uzumaki".

На то, что этот фильм является исключительно продуктом для киноманов, указывают не только очевидные всем отсылки к хоррор-классике (переснятая чуть ли не один в один "ванная сцена" из "Shivers", к примеру), но и чуть более завуалированные намеки на культовое жанровое кино. К примеру, все магазины и бОльшая часть действующих лиц названы Джеймсом в честь жанровых режиссеров, что особенно ярко показывает паб "Henenlotter's" (в честь режиссера Фрэнка Хененлоттера (Frank Henenlotter)). Не забыл господин Ганн, разумеется, и свои дни в объятиях ТРОМы, вставив в картину не только фрагмент "Токсичного Мстителя" ("The Toxic Avenger" (1984), его смотрит по телеку один из персонажей ленты), но и пригласив ее сооснователя и своего личного ментора Ллойда Кауфмана (Lloyd Kaufman) на типичную для него роль пьяного бомжа, которая в титрах значится как "Sad Drunk". Особой грусти в лице Ллойда, впрочем, я не уловил, хотя единственную его фразу и вырезали в период post-production :)

Разумеется, снимать homage культовым фильмам без участия в картине хотя бы одного культового актера, - это кощунство, и Джеймс, как истинный поклонник жанра, пойти на это никак не мог. По этой причине на одну из главных ролей он пригласил своего любимца и звезду оригинального "Henry: Portrait of a Serial Killer" (1986), Майкла Рукера, который замечательно сыграл первую жертву инопланетного паразита. И хотя роль у Майкла чуть ли не центральная, первым в титрах значится душка Натан Филлион (звезда сериала "Firefly"), сыгравший, в обычной для себя ироничной манере, отважного полицейского Билла Парди, который "saves the day". Подыгрывала ему в этом симпатяжка Элизабет Бэнкс, отметившаяся недавно в замечательной комедии Кевина Смита (Kevin Smith) "Zack and Miri Make a Porno" (2008), и другая симпатяжка, Таня Солньер, поработавшая пару лет назад с великим и ужасным Уве (Uwe Boll) на его высокобюджетном трэш-фэнтэзи "In the Name of the King: A Dungeon Siege Tale" (2007). Плюс к этому, как и любой уважающий себя режиссер, Джеймс протащил в cast фильма своих родственников, в данном случае жену, актрису Дженну Фишер (Jenna Fischer), сыгравшую оператора на телефоне полиции, Shelby :)

При этом, уважал Джеймс не только "родственные" традиции кинобизнеса, но и производственные реалии тех фильмов, которым он отдавал дань уважения. Я имею ввиду, конечно же, спецэффекты, которые в его фильме играют одну из основных ролей, и которые, надо сказать, просто потрясающие. При этом, для их создания был использован наиболее грамотный и правильный подход - комбинация физических, аниматронных и простетик эффектов с последующей компьютерной доработкой и композитингом. Благодаря такому подходу все "спецэффектные" эпизоды смотрятся исключительно органично и очень реалистично, а местами, - действительно отталкивающе, что, разумеется, было одной из задач авторов, ведь фильм то, как никак, про проникающих через ротовое отверствие склизких червей и последующего превращениях их жертв в кровожадных зомби :) Поэтому мяса, крови и слизи создатели ленты не пожалели, а некоторые эпизоды, я уверен, войдут в золотой фонд жанрового кинематографа (взрыв "инкубатора" червей, например, или рассечение мужика в поле). Войдет ли туда вся картина, это еще вопрос, но для этого у нее есть все шансы, ибо настолько забавного и в лучших "культовых" традициях отвязного кино, - еще поискать.

Аудитория, впрочем, своеобразный юмор создателей совсем не оценила, и 31-го марта 2006-го года картина дебютировала в американском бокс-офисе аж на восьмом месте со смехотворным результатом $3,880,270, опередив на две позиции другой мегапровал того сезона, "Basic Instinct 2". Самое интересное, что дистрибьюторы обеих картин, Universal и Sony соответственно, моментально постарались откреститься от этих фильмов, заявив, что лишь выполняли контрактные обязательства перед их производственными конторами и к самим лентам не имеют никакого отношения :) Президент Gold Circle Films, в свою очередь, обвинил Universal в неправильном маркетинге картины, на который, между прочим, было потрачено 15 миллионов долларов, и посетовал на то, что жанр комедийного хоррора всегда тяжело продавался. Отчасти это так, хотя "Slither" стал первым фильмом такого рода после довольно долгого перерыва и имел все шансы на успех, но увы и ах, собрал в конечном итоге всего семь миллионов восемьсот тысяч в Штатах и еще пять миллионов в остальном мире, пробив существенную бреш в кармане инвесторов и серьезно разочаровав продюсеров. Однако, в отличие от зрителей, большинство критиков отнеслись к картине благосклонно, кроме Роджера Эберта и Ричарда Ропера (Roger Ebert, Richard Roeper), опустивших ее ниже плинтуса в своем телевизионном шоу "At the Movies". В конце картины есть открытый намек на продолжение, но после такого серьезного коммерческого провала ждать его нам вряд ли стоит, так что берите ноги в руки и мчитесь в магазин за диском с одним из самых угарных фильмов "нулевых" от создателя "Тромео и Джульетты" и "Скуби Ду", Джеймса Ганна.. ;)