На тихий австралийский городок внезапно обрушивается поток астероидов, принесших с собой космическую заразу. Большая часть жителей оперативно превращается в зомби, а горстке выживших предстоит не только противостоять своим мертвым собратьям, но и встретиться лицом к лицу с инопланетянами...

Сюжет независимой жанровой сенсации из Австралии обычен, необычен получившийся продукт. И действительно, много ли мы знаем успешных жанровых картин из страны кенгуру и серферов? Не много, потому что особенностью австралийского кинопроизводства является его государственное финансирование, а выбить из государства денег на "низкопробный" жанровый проект практически невозможно. Поэтому молодые братья-режиссеры Майкл и Питер Спириги решили не обивать пороги чиновничьих кабинетов, а снять полнометражный зомби-дебют на собственные деньги, благо, за три года работы в рекламной индустрии у них скопились кой-какие сбережения, да и родственники помогли. Впрочем, этих денег (миллион австралийских долларов, что-то около семисот семидесяти тысяч американских) было явно недостаточно для полноценной реализации амбициозного сценария, написанного братьями на основе их студенческой короткометражной трилогии "Attack of the Undead", "Rampage of the Undead", и "Massacre of the Undead". Точнее, их было недостаточно для "профессиональных" съемок с участием дорогих специалистов, а если делать бОльшую часть работы самим, да привлечь к проекту друзей-энтузиастов, да еще потратить время на серьезную подготовку и создание необходимых инструментов (братья сами сконструировали и сделали съемочный кран и тележки!), тогда это все вполне можно было потянуть. И братишки потянули, потратив на реализацию проекта два с половиной года своей жизни!

Восемь месяцев у них ушло на скрупулезный pre-production, во время которого были сделаны все необходимые технические приспособления, построены декорации интерьеров, а также прорисованы все сцены. Еще два месяца ушло на репетиции перед началом съемок. На сами съемки 16-ти миллиметровой камерой потратили 41 день, плюс 19 дней работы "сэконд-юнита", который снимал необходимые вставки и экшен-эпизоды. Из-за минимального бюджета и серьезной подготовительной работы, каждая сцена снималась за один или два дубля, что, разумеется, по полной "прессовало" актеров, для большинства из которых это был первый полнометражный проект. Серьезная нагрузка легла и на команду гримеров, которой не только пришлось создать сотни частей "лиц зомби", но и гримировать десятки актеров, на каждого из которых можно было потратить не больше тридцати минут (против двух часов "обычного" грима). Все эти трудности, впрочем, померкли перед гигантским объемом post-production работы, во время которой предстояло создать свыше трехсот эпизодов с использованием компьютерной графики. На это у братьев ушло больше девяти месяцев интенсивной работы их трех домашних компьютеров, которые, из-за обилия сложных вычислений во время рендеринга, регулярно "падали" по 15-20 раз на дню! И если это не кошмар, тогда я не знаю, что можно назвать кошмаром, пожалуй, лишь монтаж всего проекта в Adobe Premiere... в котором и работали бесстрашные австралийские парни! ;) Если честно, то эти люди - настоящие герои, без шуток.

Благодаря их титаническим усилиям "Undead" вообще не выглядит как "low-budget" фильм и может легко конкурировать со среднебюджетной жанровой продукцией крупных студий. Конечно, некоторые моменты выдают его низкобюджетную природу, но связано это не с техническими аспектами ленты, а с "недоигрыванием" некоторых актеров, что, впрочем, случается редко. Намного более серьезный недостаток фильма - это проваленный третий акт, в котором действие почти полностью прекращается, и начинается скучное занудство вперемешку с сумасшествием. Если бы из картины вырезали эти 15-20 занудных минут, то смотрелась бы она на одном дыхании и была бы идеальной, а так получается, что фильм начинается с места в карьер (первые зомби появляются уже на пятой минуте!), ударно едет почти час, и неожиданно застревает в скучной яме, из которой выбирается лишь к самой концовке. Недостаток, разумеется, существенный, но не смертельный, ибо во всем остальном "Undead" радует поклонников жанра по полной программе. Тут вам и молчаливые крутые деревенские герои с трехствольным (!) дробовиком; и толпы "олдскульных" зомби с отличным гримом; и куча кровавых моментов со стрельбой и прочей расчлененкой; и психованные персонажи-фрики, вместе с общей идиотией последних тридцати минут ленты; ну и, разумеется, апокалиптический финал с намеком на продолжение... ;)

В наше время в зомби-жанр трудно привнести что-то новое, и братья Спириги ничего нового в него не привнесли, зато обыграли все классические моменты с такой любовью и вниманием к деталям, что "Undead" можно смело называть трибьютом всему жанру вообще, и самым ярким его представителям в частности. По-сути дела, это безумный австралийский сплав "Shaun of the Dead" (хотя этот фильм появился позже "Зомби", в 2004), "Bad Taste" (1987) и сериала "Evil Dead", из которых взяли всю "крутизну" и смешали с локальным колоритом (ах этот акцент, мать его!, и этот слэнг... ;)). Сплав у братьев Спиригов получился настолько качественным, что картина не только заработала кучу призов и номинаций на многочисленных кинофестивалях, но и продалась в 23 страны, выйдя, впрочем, почти везде сразу на видео. Мэйнстримовая критика, разумеется, к этой ленте не была благосклонна, в то время как жанровая общественность восприняла картину с большим энтузиазмом, приблизив ее к статусу современного культа. Удержит ли она этот статус - покажет время, но то, что лента является одной из лучших в своем жанре - вне всяких сомнений. Рекомендуется всем поклонникам безбашенно-кровавых и подколисто-веселых зомби-фильмов, а так же тем, кто желает неплохо развлечься в компании друзей с пивом ;)