А идея-то хорошая была, между прочим, чертовски хорошая, с учетом того, что это оригинальный сюжет, а не переделка какого-нибудь романа ужасов. Взять, и собрать всех монстров в один фильм, придумав каждому небольшую сценку и объяснив, а что, собственно, они всем скопом там делают. Повторюсь, – идея хорошая...

В тихий американский пригород заезжает передвижной музей восковых фигур. Там нет ни ливерпульской четверки, ни Авраама Линкольна, ни даже Стивена Хокинга, а есть там монстры, собранные из всех кошмаров и легенд, появившихся за последние сто лет. У каждого монстра оформлена своя композиция, свой стенд, так сказать, разыгрывающий сценку из той или иной оперы. Есть там граф Дракула в своем замке, оборотень в темном лесу, зомби, бредущие по кладбищу, и другие чудовища общим числом восемнадцать (вот интересно, кстати, почему восемнадцать?). Ах, ладно, перечислю всех: Граф Дракула, Призрак Оперы, Зеленый Гоблин, Маркиз де Сад, Оборотень, Мумия, Колдун Вуду, Зомби, Убийца с топором из городских легенд, Человек-Невидимка, Монстр Виктора Франкенштейна, Безумный Доктор, Джек-Потрошитель, Гигантское Плотоядное Растение с Венеры, Одержимый Бесами Ребенок, Чужой, Урод из цирка - Человек-Кобра, Мистер Хайд.

Один мажорного вида юноша со своими друзьями решил со скуки посетить этот музей, не подозревая о том, что восковые фигуры – живые. Каждая экспозиция открывает дверь в историю, посвященную тому или иному монстру. Каждый монстр должен получить свою жертву, и когда все восемнадцать чудовищ будут удовлетворены, произойдет ужасное – откроется дверь в ад, зло восстанет из небытия, все монстры вырвутся на свободу, опять введут сухой закон... ;) Ну, в общем, что-то типа того. Не хватает лишь самой малости, и мажорный мальчик со своими друзьями как раз и являются заключительным этапом жертвоприношения. Но! Нашла коса на камень! Мажор мажором, но Марк Лофтмор оказывается внуком самого известного борца со злом, который всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе с этим музеем и его хозяином, мистером Линкольном. При помощи верного дворецкого с его старыми друзьями и своей любимой девушки, Марк разрушает-таки страшный музей, уже в тот момент, когда все монстры ожили.

И спецэффекты-то неплохие, вот ведь какая штука. Боб Кин (Bob Keen), поработавший за несколько лет до этого над "Возвращением Джедая" ("Star Wars: Episode VI - Return of the Jedi", 1983), постарался на славу, и мертвецы у него получились знатные, прямо по классику, да и оборотень неплохой. И про сцену в подвале вампирского замка съемочная группа говорила, что "это самая кровавая сцена из всех снятых до нас" (к сожалению, большая часть "кровавости" была вырезана товарищами из MPAA, и, с моей точки зрения, очень даже зря). А еще говорят, что Боб работал над гримом по 18 часов в сутки, и я этому охотно верю. Кстати, Кина и Хикокса можно смело объявлять творческим тандемом, ибо вместе они работали и над продолжением "Музея" ("Waxwork II: Lost in Time", 1992), и над "Чернокнижником" ("Warlock", 1989), и над третьей частью "Восставших из ада" ("Hellraiser III: Hell on Earth", 1992), так что к качеству спецэффектов и грима никаких претензий у меня нет.

Про актеров? Давайте про актеров. Уж слишком убедительно Зак Каллиган смотрится в роли богатенького мальчика, неожиданно для себя оказавшегося на острие борьбы добра и зла (блин, как пафосно то). В "Гремлинах" ("Gremlins", 1984) у него был совсем другой типаж, но парень справился. Отлично сыграл и Дэвид Уорнер. Что обидно, на вопрос: "а кто это?" обычно отвечают - "ну, помните, был такой плохиш в "Титанике", он слугу Билли Зейна играл". Хотя я бы назвал другую его роль – журналиста из "Омена" ("Omen", 1976). Джон Рис-Дэйвис... ну, сыграл и сыграл. Хорошо, но непонятно зачем, ведь у него к тому времени уже была за плечами роль в первой части "Индианы" ("Raiders of the Lost Ark", 1981) Спилберга, и у Блэйка Эдвардса (Blake Edwards) в "Виктор-Виктории" ("Victor Victoria", 1982), и в "Копях Царя Соломона" ("King Solomon's Mines", 1985). Так что как (и зачем) его Хикокс затащил в свой фильм – непонятно, хотя актер он, конечно, колоритный, и в сцене с оборотнем отыграл достойно. Многие критики хвалят артистов, занятых в ролях графа Дракулы или маркиза Де Сада. Не знаю, не знаю, шаблонные-то роли, в общем. Единственное что, мне очень понравилась Дебора Форман именно в сцене с маркизом. Уж очччень убедительно сыграла она невинную девушку, развращаемую опытным ... чего греха таить, садистом. Деборе удалось передать и нежелание становиться "испорченной", и страсть, охватывающую ее при виде графа... тьфу, маркиза! Так что Форман – молодец. С другой стороны, крайнее отторжение вызвали персонажи друга старого лорда Лофтмора и дворецкого, но тут уже явно не справились актеры. Им не хватило легкости в игре, они слишком серьезно подошли к задаче – и не справились. Ну вот, собственно, и все про актеров.

Правда, и Хикокс не дотянул, хотя фильм и получил номинации на премию "Сатурн" в категориях "лучший фильм", "лучший режиссер", "лучшие костюмы" и "лучшие спецэффекты", а на фестивале фантастических фильмов "Avoriaz Fantastic Film Festival" даже стал лучшим фильмом 1989 года. Это, к сожалению, в данном случае не показатель, ибо сама идея ленты хоть и хорошая, но у нее были явные проблемы со сценарием. Очевидные и большие проблемы. Известен факт, что сценарий "Музея" был написан за три дня. Это видно, и это плохо, но самое страшное заключается в том, что в картине скомкан финал. Оказывается, не надо святой воды, серебряных пуль и других приспособлений... На фига? Надо просто дождаться, пока все монстры выйдут из своих экспозиций, ворваться большой толпой в музей и начать "мочить" их всем, что попадется под руку. Ну что за дела? Ведь сама собой напрашивается мысль – сказали "А", ну так сделайте дальше "Б"! Собрали монстров, так соберите и представьте инструментарий для их уничтожения, но нет... Впрочем, помимо вопросов к сценарию, есть также претензии и к монтажу – фильм получился каким-то дерганным. Проще говоря - это не клинок, это крица. Из великолепного материала, но крица, заготовка, совсем сырая. Это про первую половину фильма, а его вторая половина не дотягивает даже до заготовки, она просто ужасна. Она распадается на части, некрасивые и несвязные, а это уже вина режиссера, целиком и полностью.

Ну и напоследок, так сказать, из личного. Когда мне было 12 лет и я копил рубли на поход в видеосалон, у нас была своя градация хоррор фильмов. Были просто "страшные", типа "Телемертвецов" ("The Video Dead", 1987) или "Воя" ("The Howling", 1981) с "Демонами" ("Demons", 1985) Бавы (Lamberto Bava) (кстати, это единственный фильм, который был досмотрен мною только со второго раза, ибо с первого я убежал через тридцать минут ;)). Были еще "страшно-смешные", на которые ходили поржать: колючие ежики-крайты или уморительный Уорвик Дэйвис (Warvick Davis) в роли ирландского гнома. Были "не страшные" – "Пираньи" ("Piranha", 1978), или фильм про большую свинью, название которого я уже забыл (что-то типа "Кабан-секач"). Или, скажем так, "картинные", где сюжет, в общем-то, и не важен, главное – декорации. Сюда можно смело относить фильмы Баркера (Clive Barker) "Восставший из Ада" ("Hellraiser", 1987) и "Ночной Народ" ("Nightbreed", 1990). Ну и последняя категория - "познавательные", например, горячо любимые мною из-за Кори "Пропащие Ребята" ("The Lost Boys", 1987), или "Ночь Страха" ("Fright Night", 1985). Почему эти фильмы "познавательные", наверное, уже понятно, но я все-таки изолью душу. Там (на своем, киношном уровне, конечно) объяснялось, как можно справиться с той или иной нечистью, и наверняка вы сами знаете, как сильно это действует на детей. Вам дают вампира, и тут же говорят, что и как нужно делать, чтобы его нейтрализовать. Вот в этом и есть своя прелесть, своя сермяжная правда, а "Музей Восковых Фигур" не попадает ни в одну из этих категорий, он никакой. Он претендует на все сразу, а в итоге не получает ничего. P.S. Только из-за классной идеи – три. С натяжкой. P.P.S. Все фильмы, которые я перечислил выше, появились в 1980-е, и мне иногда кажется, что жанр все-таки там и остался, потому что мертвые японские девочки и глянцевые сиквелы – это уже совсем другая градация...