После международного успеха фильма Лючио Фульчи "Zombi" (название для американского рынка), который в Италии проходил под именем "Zombi 2" (потому что "Zombi" там назывался фильм Ромеро "Рассвет Мертвецов" (George A. Romero's "Dawn Of The Dead", 1978), и лента Фульчи с таким названием заодно "проканала" и под сиквел ;)), режиссер заработал себе репутацию "специалиста по зомби" и человека, наиболее компетентного для такого рода проектов. Поэтому когда у одного из итальянских продюсеров возникла идея снять очередной фильм про зомби, то никаких сомнений "кому звонить" у него не было - конечно же, старине Лючио! Сказано - сделано, вручив Фульчи сценарий Клаудио Фрагассо (Claudio Fragasso) (восемьдесят процентов которого написала на самом деле его жена, Росселла Друди (Rossella Drudi)) и отправив его снимать на Филиппины (в оставшихся декорациях деревни из "Apocalypse Now" Копполы!), продюсеры стали ждать от старика очередного шедевра, но... обломились. В тот период своей жизни Фульчи много болел, да еще и выкинул из сценария половину эпизодов из-за невозможности полноценно снять задуманное, поэтому тот вариант фильма, что он предоставил продюсерам, был продолжительностью всего 1 час 10 минут, да и этого было слишком много, ибо лента была уж чересчур медлительной и скучной. Надо было срочно что-то делать. Фульчи каким-либо образом менять или дорабатывать фильм отказался, и тогда продюсеры собственноручно вырезали из него еще минут двадцать, тем самым сделав картину чуть более динамичной, но очевидно недоделанной, ибо никто не пойдет в кинотеатры смотреть на пятидесятиминутный фильм. Надо было срочно доснимать и дописывать. Решив вопрос кардинально, продюсеры вызвали из Рима сценариста Клаудио Фрагассо (Claudio Fragasso), чтобы он на ходу дописывал сценарий, пока Бруно Маттеи, который как раз снимал на Филлипинах свою очередную нетленку, итальянскую версию "Рэмбо" - "Strike Commando 2", в перерывах между собственными съемками доделывал фильм бракодела Лючио. Пикантность ситуации придавал еще и тот факт, что из оригинального актерского состава осталось всего два человека - Оттавиано Дель Аква и Массимо Ванни, и то лишь потому, что они параллельно снимались в маттеивском фильме. Что ж, трудности Бруно никогда не пугали, поэтому за пару недель он отснял "недостающие" эпизоды и вмонтировал их в фильм Фульчи, доведя его тем самым до положенных "полному метру" девяносто пяти минут. Продюсеров такая версия вполне устроила, но так как фильм частично финансировался из государственного бюджета и было "не с руки" менять что-либо в уже сданных документах, то в титрах фамилия Бруно Маттеи никоим образом не фигурирует, и режиссером значится Фульчи, хотя реально его материала в картине всего процентов сорок и окончательный монтаж делал Маттеи. Из-за подобной катавасии фильм получился, как сказали бы американцы, "the total mess", в котором сам черт не только ногу сломит, но и шею себе свернет...

Ученые, по заказу военных, работают над сверхсекретным биологическим оружием под названием "Death One". Что оно собой представляет, догадаться нетрудно - это некое вещество, превращающее трупы в кровожадных зомби. Во время перевозки контейнера со сверхсекретным реагентом, его захватывает некая группа вооруженных людей (вроде бы как террористов, но явно об этом в фильме нигде не говорится), но благодаря оперативным действиям военных злоумышленникам далеко уйти не удается, и их всех убивают, кроме одного, который успел этим дерьмом заразиться. Ну, а дальше все идет по хорошо отработанному сценарию - постепенно заражается все большее и большее число людей, которые очень быстро превращаются в охочих до человеческой плоти зомби, а военные пытаются решить проблему радикально - плотным кольцом окружив периметр заражения и убивая все живое и неживое внутри кольца. А по ходу дела нам рассказывается история небольшой группы молодых людей, пытающихся выжить в этом аду...

Как я уже говорил выше - this film is a total mess! - и по сути дела никакого внятного повествования вообще не ведется, ибо фильм разбит на эпизоды, которые соединены друг с другом чисто формально, а зачастую и вообще никак не соединены. Естественно, герои совершают тупейшие поступки и ведут себе как полнейшие кретины, а диалоги и "ситуации", в которые они попадают, вообще заслуживают отдельного многостраничного эссе. Чего только стоит эпизод с девушкой, которая десять минут неторопливо ходит по заброшенной деревне, где НИКОГО НЕТ, и каждую минуту спрашивает: "Ау, тут есть кто-нибудь? Люди, где вы? Почему вы мне не отвечаете? Ау???"... ;) После чего, естественно, откуда ни возьмись, появляются толпы зомби и начинают ее преследовать! Кстати, сами зомби тут - это отдельная история. Из-за того, опять же, что фильм снимали два режиссера, в одних сценах зомби "классические" - полуразложившиеся и неторопливые, в то время как в других - это просто живчики какие-то, бегающие как спринтеры и кузнечиками наскакивающие на своих жертв, чтобы, светя минималистичным гримом и здорового цвета пятками, "кусать" их. Очевидно, что сцены с "быстрыми" зомби снимал Маттеи, но местами он превзошел даже сам себя, и в некоторых эпизодах "погони и драк" он процентов на двадцать ускоряет движение, что создает вообще уже откровенно комический эффект и всю "серьезность", которую пытался нагнать в своих эпизодах Фульчи (с помощью подсвеченного ночного тумана, например), как рукой снимает :) Помимо смехотворных зомби (которые, к тому же, еще и говорят!) и просто откровенного идиотизма, вроде кровожадной летающей головы (!!!), этот фильм, естественно, полон откровенного плагиата, причем в него "понатырили" отовсюду, начиная от хичкоковских "Птиц" и заканчивая ромеровским "Рассветом" и "Днем Мертвецов" ("Day Of The Dead", 1985) (а еще и "Возвращением Живых Трупов" Дэна О'Бэннона до кучи (Dan O'Bannon's "Return Of The Living Dead", 1985) ;)). Да, забыл добавить, что все это действо сопровождается заводной трэш-музычкой и ехидными комментариями "зомби-диджея" по радио, который возвещает о "начале новой эры, нулевой год которой только что наступил, эры живых мертвецов"... Комментарии, по-моему, совершенно излишни :)

Фильм, конечно, является откровенным дерьмом, который даже с "экшн-вставками" Маттеи смотрится тяжеловато, и самое смешное, что "доработчики" в лице Клаудио Фрагассо и Бруно Маттеи в один голос утверждают - "это фильм Фульчи, он подписался своим именем в титрах и вообще это его проект, а я лишь так, помог старому другу доделать работу" - чует кошка... ;) Хотя, судя по тому материалу, что сделал Фульчи, фильм ну никак не мог быть хорошим, ну просто никак. Потерял уже к тому времени маэстро свое чутье, как это ни печально, вышел весь, и нечего на здоровье пенять, лучше бы спокойно лечился в Риме, чем по Филиппинам рассекать да снимать всякое дерьмо! Картина эта явно на любителя, и зомби-комплетисты или поклонники Фульчи (или Маттеи ;)) наверняка положат ее себе в коллекцию, в то время как "general public" лучше держаться от фильма подальше, ведь нервные клетки, они все же не восстанавливаются... ;)